Мрачные ночные раздумья

Что-то я начала думать о старости, которая меня (надеюсь) ждет. Проблема даже сложнее чем только деньги на спокойное и безбедное житье в хорошем климате или почти неизбежное одиночество, а также пара десятилетий жизни в новом мире, ставшем абсолютно непонятным.

Я неверующий человек, дистиллированный атеист, но в христианской идее загробной жизни, как я ее понимаю, есть очень верное зерно. Опять-таки, насколько я понимаю, весь рост и развитие бессмертной души считается возможным только в период земной жизни. После смерти душа уже не изменится, нельзя будет ничего в себе создать или стать лучше. Лубочные картинки сияющего рая, где все занимаются вольным творчеством на золотых полях, не имеют отношения к доктрине. Как и булгаковский образ маленького домика в чистилище, где Мастер будет писать новые романы - мертвые ничего не создают. Вся наша способность к творению действительна только на земле. Поэтому короткая земная жизнь, при всей ее нелепости, так важна. Некоторые атеисты, думая, что загоняют верующего собеседника в ловкую ловушку, спрашивают - "Если твоя душа бессмертна, и ты хорошо себя вел, то почему с моей стороны будет однозначно плохим поступком убить тебя прямо сейчас? Ты же прямиком на небо отправишься, избегнув множество тягот. И даже не будешь читером, срезавшим угол длинной дистанции". Ответ - преждевременная смерть не дает человеку пройти весь путь развития, доработать свою душу до состояния, пригодного к полноценной вечности. По этой же причине в религиозном сознании так печальна смерть ребенка - он не успел наделать грехов, которые стоило бы выправлять, но и вообще ничего не успел сделать с собой, поэтому страшно обделен. Поэтому же страшно умирать внезапно - нужно подготовиться. Есть еще история с искуплением через адские страдания, но, насколько я понимаю, это тоже апокрифическая картинка. Сковородки, как и арфы, не предусмотрены. Грешные души мучаются не под специально организованными пытками, а от своей недоделанности в земной жизни и невозможности единения с божественным.

Старость - это период, начинающийся с печального момента, когда человек теряет способность серьезно менять свою жизнь. Что-то мне подсказывает, что однажды это случается - кончаются силы, подводит здоровье, теряется понимание устройства окружающего мира и способность осваивать новое. Можно еще как-то управлять событиями и принимать решения, но, по большому счету, радикально уже ничего не сделаешь - не родишь детей, не заработаешь денег, не построишь дом, не поменяешь страну, не изменишь отношения с важными людьми. Выстрел прозвучал, пуля в воздухе, ничего не исправишь. Фактически, аналог загробной жизни.

И это надолго. Здоровая женщина может рассчитывать прожить лет до девяноста, из которых пятнадцать придется на настоящую старость, когда можно только пожинать сделанное ранее и наблюдать за окружающим миром. Видимо, это и имеется ввиду в известном афоризме "чтобы не было мучительно больно". Пятнадцать лет, неимоверный срок, при современных темпах развития пара эпох пройдет. Длинные дни, еще более длинные ночи под бессонницу. Перспективы нет, планы, которые так помогают сейчас, бессмысленны.

Не думаю, что нужно всю жизнь работать на старость, но иметь ввиду перспективу необходимо.

Мне кажется продуктивной идея судить об общих жизненных результатах по тому периоду, когда уже ничего не можешь сделать. Абсолютный гамбургский счет, все понятно, чего там стоили проекты, статусы, книги, статьи, друзья, семейная жизнь, дома и финансовые проекты. Еще понятней после смерти, но это уже не так интересно.

Даже временные периоды без контроля помогают что-то важное осознать. Сны, например. Несколько раз меня весьма огорчали собственные поступки в сновидениях. Или сильное алкогольное опьянение, когда все непрочные ограничители слетают. Для меня один алкогольный эпизод стал весьма сильным стимулом к развитию - утром я ясно увидела некоторую правду о себе и поняла, что таких душевных свойств мне не нужно, пусть даже они и не проявляются в поведении почти никогда.

Источник

Похожие статьи:



blogger templates | Make Money Online